Упражнения, направленные на создание положительной атмосферы в группе.
Упражнение 1.
Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.
Инструкция: Сейчас у нас есть возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Когда упражнение завершено, ведущий может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Как ваше настроение сейчас?».
Данное упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
Упражнение 2.
Это упражнение особенно подходит для проведения на первом этапе работы группы. Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершит фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня) ...» Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз.
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны.
Упражнения, направленные на установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.
Упражнение 1.
Участники садятся по кругу.
Инструкция: Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован в происходящем» или «Мне кажется, что ты утомлен» и т.д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т.д.
После того как круг замкнется, можно задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».
Упражнение 2.
Участники садятся по кругу.
Инструкция: Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.
В ходе упражнения у каждого участника появляется возможность высказать свое мнение относительно изображенного состояния, затем называть его. Во время обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может поспособствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (напр. радость), можно спросить, прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым предлагалось изобразить то или иное состояние.
Упражнения, направленные на формирование навыков невербального приема и передачи информации.
Упражнение 1.
Участники садятся по кругу.
Инструкция: Каждый из вас по очереди должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.
По окончании выполнения задания, у каждого из участников спрашивают какой подарок он получил. После того как он скажет, какой подарок получил, ведущий обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождение, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.
Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения. При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере по общению.
Упражнение 2.
Участники садятся по кругу.
Инструкция: У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Напр., лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приклею карточку на спину одному из вас, и сделаю это так, что бы он не видел что на ней написано. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача - человека понять, что написано на карточке.
Данное упражнение позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.