Для
успешного внедрения ПМ в процесс обучения
необходимо провести некоторую
подготовительную работу, или подготовительный этап к проектной
работе
(предпроектная работа) (bridging
activities
у некоторых зарубежных авторов - напр. Fried-Booth).
Проведение
такого рода подготовительной работы
необходимо. Проблема заключается в том, что
обучаемые, привыкшие к традиционной
системе преподавания языка, при которой
учитель занимает доминирующее положение и
учащиеся выполняют его задания, формально
при этом, изучая язык, не могут сразу же
переключиться на новый вид работы, и начать
изучать ИЯ по-другому. Резкий переход к ПМ
не даст положительного результата.
Обучение
ИЯ с использованием проектов не так просто
как может показаться на первый взгляд.
Вполне логично, что слишком мало просто
объявить студентам, что с сегодняшнего дня
мы начинаем делать проекты и приступить к
проектной работе. Результат наверняка
будет отрицательным, ни один проект не
будет сделан должным образом, а сами
обучаемые будут разочарованы. Как
показывает опыт неподготовленное введение
проектной работы (как и любой другой)
обречено на провал.
ПМ
предполагает бóльшую степень
самостоятельности в обучении, бóльшую
степень ответственности за свою работу и ее
результаты, умение работать в коллективе,
учиться не только самому, но и уметь научить
других. В традиционном обучении все
перечисленные факторы практически
полностью отсутствуют. Вот почему я
говорю о необходимости
проведения подготовительного этапа к
проектной работе (ПЭ),
предвосхищающего собственно проектную
деятельность.
Количество
времени, затраченное на проведение ПЭ,
полностью зависит от конкретной учебной
ситуации, уровня сформированности навыков
самостоятельной работы, коммуникативных
навыков обучаемых и некоторых других
факторов.
Поэтому при проведении подготовительного этапа я предлагаю провести психологическое тестирование группы с целью выяснения вышеперечисленных особенностей каждого студента. В дальнейшем, опираясь на данные, полученные в результате тестирования, можно будет организовывать и корректировать процесс обучения, для достижения наилучшего результата.
Психологическая подготовка учащихся предполагает также, проведение работы, направленной на снятие психологических барьеров общения и обеспечение эффективного группового взаимодействия студентов в процессе обучения ИЯ.
Одним из главных элементов, обеспечивающих успех проведения любого проекта, является интересующая всех или хотя бы большинство участников тема проекта. Чтобы подобрать должным образом тему предполагаемого проекта вполне можно просто попросить обучаемых предложить свои варианты, но, как показывает практика, этих вариантов либо слишком мало, либо они узконаправленны, согласно увлечениям каждого обучаемого и очень трудно выделить какое-либо одно направление, одинаково интересное для всех.
Поэтому первое, что необходимо для успешного проведения проекта, - это хорошее знание группы, реализующей проект.
Существует достаточно большое количество психологических тестов различных авторов (Батаршев, Гуревич, Зиверт и др.). Я использовал в качестве основных видов тестов выбранные из комплекса психодиагностических методик, представленных в книге известного психолога Р.С.Немова (Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 2000, кн.3):
1. Тест на независимость. Необходим для того, чтобы выяснить насколько человек считается с мнением окружающих его людей, насколько он независим в своих суждениях и поступках (Тест здесь).
2. Уровень субъективного контроля. Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него (Тест здесь).
3. Опросник аффилиации. Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними. Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутым (Тест здесь).
4. Методика «Лидер». Предназначена для оценки лидерских способностей студентов. Испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру (Тест здесь).
Личностные особенности обучаемых особенно важно принимать во внимание при организации творческих групп и распределении ролей при использовании ролевых игр. При этом важно учитывать их психофизиологические характеристики, выражающиеся в особенностях темперамента, коммуникативных особенностях, типе эмоциональности (стенический – астенический тип, эмоционально устойчивый – афективный, страстно увлеченный – бесстрастно спокойный.
К числу индивидуальных признаков относится также степень интроверсии (т.е. направленности личности на себя, собственные ощущения и переживания, чувства и мысли) и экстраверсии (направленность личности вовне, на окружающих людей, события). Поэтому необходимо выяснить тип, к которому относится обучаемый, для этого используется методика, разработанная Г.Айзенком для диагностики индивидуально-психологических свойств личности.
Основная задача учителя – организовать процесс обучения, ненавязчиво направить его в нужное русло, в этом ему поможет хорошее знание своей группы. Если учащиеся (или их часть) не будут заинтересованы в реализации проекта, то он будет выполнен формально, и результаты такой работы будут мало чем отличаться от результатов, полученных при традиционном обучении ИЯ.
Кроме всего прочего, необходимо преодолеть барьер общения на русском языке, который есть у многих студентов, и научить их корректно общаться на родном языке, а потом уже использовать сформированные навыки для иноязычного общения.
В качестве примеров упражнений направленных на развитие навыков общения можно предложить следующие, взятые нами из книги Е.И.Рогова (Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 1998):
Упражнение 1. Первое знакомство.
Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. Вы договариваетесь по телефону о времени, месте встречи и о приметах, по которым узнаете друг друга. Это может быть яркий пиджак, спортивная газета и т.п.
На занятии надо попытаться уйти от этого стереотипа, т.е. описать себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Это может быть ваша привычка поправлять очки, необычная деталь походки, характерное движение и т.п.
Индивидуальная работа длится 3-5 минут. Затем члены группы сдают свои листы с описанием портрета ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по описанию, чей же это портрет.
Упражнение 2. Метафора.
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Учащимся предлагается поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого, желающему быть предметом творчества предлагается стать перед группой.
Задание: Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какой интерьер, фон, пейзаж? Может быть он (она) напоминает вам русалку, плавающую в водной стихии и окруженную морскими существами или одинокого странника идущего по пустыне неизвестно куда.
Итак, поделитесь своими идеями по этому поводу. В конце давайте обменяемся впечатлениями.
Упражнение 3. Зеркало. Направлено на развитие умений эмпатии.
Необходимо выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение.
Задание: Внимательно прослушайте и выполните следующие задания:
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Каждое задание выполняется попарно, учащиеся становятся напротив друг друга, один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем им нужно поменяться ролями. Остальная группа – зрители, которые выставляют оценки (по пятибалльной системе) исполняющему роль зеркала.
Упражнение 4. Символика.
Задание: Каждый из вас должен обзавестись собственной, личной символикой. Поэтому сейчас вам предстоит придумать, изобрести себе три символичных атрибута: 1) псевдоним; 2) именной отличительный знак; 3) девиз. Именной отличительный знак нужно нарисовать на листке, он должен быть прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Например, псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – «лопата», девиз – «рою глубоко».
Каждый учащийся придумывает себе атрибуты. Итак, это рисунок одного из учащихся, попробуем дать ему характеристику, и потом посмотрим, чей это рисунок. Далее необходимо оценить по пятибалльной системе, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждого из участников. Для этого все по очереди выставляют оценки на листочках, затем подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше смог выразить себя в такой символичной форме.
Упражнение 5. Ожившая строка.
Группа разбивается на подгруппы по 5 – 6 человек. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк. Например:
«Я люблю тебя жизнь!»
«Ты меня не любишь, не жалеешь…»
«Дружба начинается с улыбки…»
Выбрав свою строчку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую строку» показывает вся подгруппа. Остальные – отгадывают.
Данное упражнение не должно походить слишком долго (2 – 3 мин на сам показ), т.к. в данном случае наиболее важно то, как участники оценили выбранную ситуацию и насколько успешно смогли в нее войти.
Описанное упражнение направлено, во-первых, на развитие способности понимать взаимоотношения людей по их невербальному поведению, во-вторых, на развитие умений реализовывать в действии свое видение ситуации, в-третьих, на развитие способности к эмпатии. Кроме того, в упражнении тренируются навыки быстрой «пристройки» к партнеру по общению.
Некоторые другие примеры упражнений, взятые нами из книги Н.Ю.Хрящевой (Психогимнастика в тренинге, 2000), направленных на установление контакта в общении, передачу своего состояния и восприятие эмоционального состояния партнера, передачу и прием информации, умение слушать, воспринимать человека в его невербальных проявлениях находятся здесь.
продолжение следует....